Не
хочу в школу
Толпа взволнованных пап и мам,
огромные банты, за которыми едва видны испуганные лица первоклашек…
Торжественная
вступительная речь плохо слышна без микрофона, но собравшимся и так весело на
залитом летним еще солнцем школьном дворе…
Чей-то
карапуз гордо выезжает на плечах старшеклассника, звоня в перевязанный красной
лентой колокольчик…
Ваше
чадо нарядно одето, и вид имеет растерянно-торжественный. Оно впервые в жизни
идет в школу, помахивая, словно теннисной ракеткой, букетом неизменных
гладиолусов.
Обычно все именно так – с небольшими
вариациями. Но иногда бывает иначе. Например, Ваш любознательный (или
недоверчивый) сынок может поставить Вас в тупик, искренне осведомившись: «Зачем
вообще ходить в школу?». А непокорная дочка в один прекрасный день заявит, что
лично она – ни в какую школу и вовсе идти не собирается. Что ж, бывают и
нестандартные ситуации.
Чаще
всего, ребенок спрашивает, зачем ходить в школу не потому, что сомневается в
этой необходимости. Он также необязательно хочет узнать, что именно вы по этому
поводу думаете. Возможно, он спрашивает, чтобы в очередной раз убедиться, что
вы и на сей раз знаете правильный ответ.
За ответом нужно обратиться в первую
очередь к себе. И первая, пришедшая вам в голову мысль, будет наиболее верной.
Вы, разумеется, не первая мама, попавшая в подобный переплет.
Чаще
всего мамы отвечают примерно так:
-
В школу ходят, чтобы учиться и получать новые знания, без которых невозможно
жить: читать, писать, считать и так далее.
-
В школу ходят все. Мама, папа, бабушка и дедушка тоже ходили в школу.
-
Школа учит дисциплине: самостоятельности, ответственности, умению планировать и
отвечать за свои поступки, а это необходимо для того, чтобы стать нормальным
человеком.
-
Чтобы получить аттестат, без которого ты не сможешь поступить в институт.
-
Школа – такая же работа, как у папы с мамой. В каждом возрасте работа своя,
детская работа – ходить в школу.
-
Чтобы общаться, обрести много новых друзей, дружить с ними, ссориться и
мириться, влюбляться…
-
Чтобы учиться жить.
Добавим для мам: школа – это огромная
часть детской жизни, которую бок о бок с вашим чадом будут проживать его
сверстники. Как миниатюрная модель мира, школа живет по тем же законам, что и
большой мир, ее прообраз. Именно там ребенок научается отстаивать свое,
отличное от других, мнение, соотносить свои желания с реальностью, или –
отказываться от них, сообразуясь с ее требованиями. Именно в школе маленький
человек постепенно становится взрослым.
Ребенок
настроен против…
Вводите ребенка в школьный мир
постепенно. Расспрашивайте пришедших в гости подруг об успехах их
детей-школьников, чаще приходите гулять в школьный двор, вместе смотрите фильмы
со школьной тематикой («Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», да
тот же «Ералаш»). Расскажите забавные истории из своей школьной жизни.
Позаботьтесь
об атрибутике. Выберите и купите вместе с малышом самый красивый портфель,
пенал, ручки, карандаши, линейки, ластики. Просмотрите в книжном отделе
учебники. Скажите, наконец, что завидуете: раньше таких чудесных школьных
принадлежностей и хорошо изданных книг не было!
Поиграйте
в школу дома. Ведите несложные "школьные уроки" - где учительницей
будете Вы, любимая бабушка, сама девочка. Не пугайте малыша: не делайте
замечаний, не выдумывайте сложных заданий, не ставьте «троек» и «двоек», не
говоря уже о «колах». Почитайте вместе книжки про школу: желательны сюжеты,
замешанные на взаимоотношениях ребят, приключениях и даже - безопасных
хулиганствах. Помогите детскому сознанию трансформировать образ нежеланной
школы в нечто привлекательное.
Если
ваш ребенок тревожно относится к оценкам окружающих, постарайтесь будущую учебу
в школе со знаниями и их оценкой не связывать. Это снимет первичное напряжение
и тревогу.
Не
забывайте, что центр ваших слов - Вы. Старайтесь не показывать ребенку Вашу
озабоченность «школьным вопросом», да и сами постарайтесь отнестись к этому
легче. Дети зачастую реагируют отрицательно не на саму идею школы, а на
ощущение зависимости и обязательности.
Попытайтесь
преподнести грядущую глобальную перемену в жизни ребенка, как его собственный
выбор: «разложите по полочкам» все обстоятельства, объясните, почему в школу
ходить надо. Непременно добавьте: "Если не хочешь идти в первый класс
сейчас – не ходи. Пойдешь, когда захочешь". Увидите, ребенок заявит вам,
что пойдет в школу именно в этом году. |