Период привыкания
к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка
будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое время будет сильно
скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем все наладится.
Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее
болезненно, очень важно заранее – месяца за 3–4 – заняться самостоятельной
подготовкой ребенка к детскому саду.
1. Расскажите
ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы
малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой большой дом с
красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень
понравится: там много других детишек, которые все делают вместе – кушают,
играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая
станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много
игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в
разные игры и т.д.».
Другой вариант:
«В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти
на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в
детский садик – потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а
вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду,
а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе».
2. Когда вы идете
мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло –
осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии
малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, – ведь его
приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с
гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
3. Подробно
расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ – тем
спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский
сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после
прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать
раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете
проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий.
В детском саду
малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие
происходит так, как было ему заранее «обещано», – он чувствует себя увереннее.
4. Поговорите с
ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду.
Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это
сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я
хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом
воспитателю».
Не создавайте у
ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как
он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется
подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет
помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
5. Научите
ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не
отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
6. Пусть малыш
сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в
детский сад – ведь вместе намного веселее!
7. Разработайте
вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет
проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите
ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
8. Помните, что
на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени,
поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на
этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации
малыша.
9. Ребенок
отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского
воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того,
чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее
привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной
альтернативой.
10. Ребенок
привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и
взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с
другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего
малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения
вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши
отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет
вашему ребенку.
11. Совершенных
людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять
ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой, корректной форме.
12. В присутствии
ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его
сотрудников. Внимание – никогда не
пугайте ребенка детским садом!
13. В период
адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте. |