В
последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые
факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода,
накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным
экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие
на здоровье ребёнка.
В
ходе Всероссийской диспансеризации осмотрены 30 млн. 400 тыс. детей (94,6%):
из них лишь 27,1% детей признаны
здоровыми (I группа здоровья),
51,7% - имеют функциональные
отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья),
16,2% - хронические заболевания (III – IV группы здоровья).
Состояние детей, проживающих в
сельской местности, хуже, чем детей –горожан. Так, здоровых детей, проживающих
в городе, 36,9%, тогда как в сельской местности – 29,02%.
Поэтому охрана и укрепление здоровья
детей, формирование привычки к здоровому образу жизни является первостепенной
задачей нашего образовательного учреждения.
Цель:
- сохранение и укрепление здоровья
детей
- формирование у детей навыков
организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном
учреждении.
Задачи:
1. Укреплять материально-техническую базу школы и
детского сада, приведение условий обучения и воспитания в полное соответствие с
санитарно-гигиеническими нормами.
2. Формировать у детей систему знаний о здоровье человека и здоровом
образе жизни, мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих
людей.
3. Осуществлять медико-физиологический и
психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья обучающихся и
воспитанников.
4. Обучить приемам поведения в разных жизненных ситуациях
на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
5. Осуществлять педагогическую и
психологическую поддержку процесса социализации воспитанников и учащихся.
6. Повышать, развивать мотивации:
- педагогов к освоению здоровьесберегающих технологий;
- родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового
образа жизни детей через систему просветительной работы.
Я подробнее остановлюсь на первой
ступени в системе непрерывного здоровьесберегающего образования - дошкольном учреждении.
Для создания целостной системы
здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной
развивающей среды в дошкольном учреждении. В детском саду есть физкультурный
зал, оснащенный физкультурным оборудованием, а так же пособия, изготовленные
своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, увеличивают
эффективность занятий.
Уделяется большое внимание
организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке есть
спортивная площадка, за последние два года приобретено новое оборудование:
гимнастическая стенка «Солнышко», «Петушок», лабиринт, что способствует
увеличению двигательной активности детей.
Для совершенствования навыков,
полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений,
которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.
Планомерное сохранение и развитие
здоровья детей осуществляется по нескольким направлениям:
1. Лечебно-профилактическое:
·
ежегодные
профилактические осмотры детей врачами ЦРБ;
·
профилактические
прививки с разрешения родителей;
·
витаминизация
третьего блюда аскорбиновой кислотой;
·
фито-
и витаминотерапия;
·
профилактика
гриппа и простудных заболеваний, которая включает в себя: режим проветривания,
утренний фильтр, фитонцидотерапию - использование лука и чеснока;
·
массаж
биологически важных зон организма – ушных раковин, стоп и кистей рук. С этим
массажем самостоятельно справляются дети, начиная с младшей группы, и мы
используем его на физминутках и в течение дня.
Родителей познакомили с точечным массажем по А.А.
Уманской, даем советы «Как уберечь детей
от простуды», приготовить «Лечебный чай».
На информационных стендах для них освещаем
вопросы профилактики и оздоровления без лекарств.
2.
Физкультурно-оздоровительное направление включает в себя создание системы двигательной активности в течение дня:
·
утренняя
гимнастика (ежедневно);
·
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
·
музыкально-ритмические
занятия (2 раза в неделю);
·
прогулки
с включением подвижных игр;
·
пальчиковая
гимнастика (ежедневно);
·
зрительная,
дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;
·
оздоровительная
гимнастика после дневного сна (ежедневно);
·
физкультминутки
и паузы (на малоподвижных занятиях);
·
ходьба
по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
·
спортивные
досуги, развлечения, (1 раз в месяц);
·
спортивные
праздники (2 раза в год);
·
«Неделя
зимних забав и развлечений» (декабрь)
·
«Неделя
здоровья» (апрель)
В традиции детского сада проведение
совместных спортивных мероприятий детей и сотрудников - это «Зов джунглей»,
«Веселые старты». Такие мероприятия сближают и дают заряд положительной
бодрости и детям, и взрослым.
Еще одна традиция нашего детского
сада – это проведение совместных физкультурных занятий с родителями. И малыши,
и старшие дети в восторге от таких мероприятий.
На
собраниях, семинарах родителям предлагаем комплексы упражнений для профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики,
пальчиковые игры.
Из закаливающих мероприятий проводим щадящие формы, которые подходят для
детей всех 3 групп здоровья:
·
контрастные
воздушные ванны – после дневного сна и на физкультурных занятиях;
·
ходьба
босиком – после дневного сна;
·
мытье
рук, лица, шеи прохладной водой;
·
полоскание
рта и горла после приема пищи.
При этом соблюдаем основные принципы: учет состояния
здоровья ребенка, систематичность, постепенность, положительный настрой.
Родителей познакомили со средствами и методами закаливания
в домашних условиях.
3. Обеспечение психологической
безопасности личности ребенка:
·
учет
санитарно-гигиенических требований (температурный и световой режим)
·
психологически
комфортная организация режимных моментов;
·
доброжелательное
общение взрослого с детьми;
·
создание
условий для самореализации;
·
применение
элементов музыкотерапии
·
использование сказко- и смехотерапии.
По обеспечению
социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей большую роль
играют часы общения с психологом и занятия с логопедом.
Совместно с медицинским работником и
психологом ведем «Паспорт здоровья ребенка», где отображаем данные о
соматическом, физическом и психическом здоровье ребенка.
Осуществляем мониторинг:
– определение
уровня физического развития и физической подготовленности 2 раза в год;
- готовности ребенка к школьному обучению;
Немаловажную роль в охране здоровья ребенка отводим организации рационального питания:
·
организация
второго завтрака (сок, фрукты);
·
выполнение
натуральных норм питания;
·
соблюдение
питьевого режима;
·
гигиена
приема пищи;
·
индивидуальный
подход к детям во время приема пищи;
К сожалению, проблема лицензирования
медицинского кабинета вылилась в то, что мы остались без опытного медицинского
работника, которая следила за рационом питания и вела всю лечебно –
профилактическую работу в детском саду.
4.
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического
сознания:
·
формирование
системы знаний о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его
Занятия познавательного цикла о
здоровье мы строим с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве,
в подражании, в приобретении опыта.
На занятиях «Правила поведения на
воде» и «Воздух и здоровье» - даём понятия об использовании воды и воздуха
человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о
своём здоровье.
На занятиях «Слушай во все уши,
смотри во все глаза», «Подружись с зубной щеткой» - дети приобщаются к культуре поведения,
личной гигиене.
Составлены коллажи: «Где живут витамины»,
«Полезные и вредные продукты», оформлен макет «Здоровьецветик».
Проведены развлечения: «Здоровье
дарит Айболит», «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну здоровья».
Осуществляя данную работу, мы выходим
за пределы своего учреждения.
Совместно со школой и Домом Досуга мы
проводим праздник Масленицы, участвовали в проведении Всемирного дня здоровья,
проводим совместные физкультурные занятия детей подготовительной группы и 1
класса. Были участниками районного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья».
Приняли участие в спортивном празднике «Всей семьей на старт» на базе ЦРР
«Березовский сад №5».
Работа по здоровьесбережению, начатая
нами, находит свое продолжение в следующем звене – школе, где используются
игровые и проектные технологии.
Пропаганда здорового образа жизни проводится через:
·
Систему классных часов (раздел в программах воспитательной
работы класса)
·
Школьные и внутрипоселенческие мероприятия:
спортивные, развлекательные, интеллектуальные
(реализация Программы развития ОУ)
·
Школьные проекты: «За здоровый образ жизни», День
здоровья.
·
Организацию спортивных секций, кружков
·
Реализацию образовательных программ вариативной части
учебного плана
·
Оформление стендов, плакатов
·
Проведение тематических дискотек, вечеров
·
Организацию клуба Входного дня в 5-6 классах
Программы по ЗОЖ реализуются через:
Ø факультативные занятия, курсы по выбору:
·
Подвижные
игры – 2-4 класс
·
«Здоровье подростка» - 7 класс
·
Ритмика-2-4 класс
·
Гражданское общество – 5 класс
·
Я гражданин – 8 класс
·
Познай себя- 6 -8 класс
·
Бесконфликтное общение – 7 -8 класс
·
Базовые средства двигательной деятельности -5-9 класс
Ø Образовательную
программу – ОБЖ – 8 класс
Наше здоровье – в наших руках.
Медицинское вмешательство в него – это лишь крайний, по истину аварийный
случай. От нашей мыслительной деятельности, физической активности, от наших
стремлений искать и находить пути оздоровления детей и себя, в том числе,
зависит величина той ценности, которая несравнима ни с чем, - нашего с вами
здоровья, одной из основных возможностей действительно полнокровной жизни.
Физическая культура – в настоящем ее понимании – это
медицина будущего.
Если люди будут знать это, понимать и делать, они
перестанут болеть.
Здоровье до того перевешивает все блага, что поистине
здоровый нищий счастливей больного короля. |